Бедуины Синая обложили "данью" грузовики, прибывающие на паромах в Египет
30 апреля 2012 года
Бедуинские племена южной части Синайского полуострова обложили данью тяжелые грузовики, которые прибывают в египетский порт Нувейба на паромах из иорданского города Акаба и направляются вглубь африканского континента.
Эта очередная акция коренного населения азиатского региона Египта вновь обострила отношения местных жителей с властями и вновь подтвердила репутацию Синая как одного из самых проблемных районов страны.
"БЕДУИНСКАЯ ПОШЛИНА"
Синайские бедуины взимают "роялти" - плату за право проезда по своей исконной земле - практически с каждой фуры и тем самым вынуждают местные власти прибегать к контроперациям для обеспечения безопасности транспортного коридора от портового городка Нувейба до тоннеля под Суэцким каналом, соединяющего полуостров с Африкой.
Мобильные группы бедуинов, разъезжающие по пустыне и гористой местности Синая на мощных внедорожниках, устраивают засады на единственной дороге, ведущей от Нувейбы к тоннелю, и не пропускают машины до тех пор, пока не получат с водителей "дань". Плата за проезд по историческим землям нескольких племен, которые до совсем недавнего времени вели кочевой образ жизни, составляет немалую сумму - 500 египетских фунтов (более 80 долларов).
"Мы предложили водителям грузовиков, использующих паромную переправу, собираться в автопоезда по 100-150 машин и готовы предоставлять полицейскую охрану на всем пути следования по Синайскому полуострову", - рассказали корреспонденту в департаменте транспортной полиции Нувейбы. Но, как разъяснил представитель департамента, проблема заключается в том, что даже при условии полицейского сопровождения, страховые компании, как иорданские, так и египетские все равно отказываются выдавать документы на возмещение возможного ущерба водителям, решившим ехать по бедуинской территории.
Дело в том, что уже при проводе первых пробных караванов грузовиков, бедуины начали применять новые, "партизанские" методы захвата машин в условиях горной местности - при движении по серпантинам горных дорог колонна грузовиков растягивается на несколько километров. Бедуины блокируют отставшие от автокаравана машины и, вымогают деньги у водителей. В случае отказа от уплаты "бедуинской пошлины", бывшие кочевники угрожают конфисковать груз или нанести непоправимый вред автомобилю.
ВСТРЕЧА В ВЕРХАХ
Местные власти на прошлой неделе уже провели встречу со старейшинами племен с целью убедить их прекратить вылазки в горах и незаконные нападения на фуры. В администрации провинции Южный Синай заявили о готовности рассмотреть требования племен при условии, что бедуины откажутся от практики поборов с водителей грузовиков. До сих пор, однако, к конкретному соглашению сторонам прийти не удалось.
Тем временем, близ причалов в Акабе и Нувейбе скапливаются сотни машин, серьезно затрудняя работу торговых и пассажирских портов. Кампания "Арабский мост", в чьем ведении находится движение паромов между Иорданией и Египтом, уже начала рассматривать вопрос об изменении маршрута движения - планируется сделать Суэц конечным пунктом вместо Нувейбы. Там, по крайней мере, страховые фирмы согласились выплачивать компенсации водителям даже в случае задержания их машин бедуинами на Синае.
ОТВЕТ КОЧЕВНИКОВ
"Все действия бедуинов - вынужденные меры, мы не применяем никакого физического насилия ни к водителям, ни к сопровождающим", - разъяснил корреспонденту позицию своих соплеменников старший сын шейха (главы) самого многочисленного (около 25 тысяч человек) южносинайского племени Музейна - Джумаа. Он рассказал, что, как и во времена прежнего президента Мубарака, когда бедуины фактически были забыты и игнорировались центральным правительством, так и теперь, после египетской революции 2011 года, власти только на словах готовы оказывать поддержку коренным жителям полуострова.
"Правда сейчас есть надежда, что заявленные правительством проекты будут выполняться", - считает Джумаа. По его словам, после революционных событий прошлого года люди действительно начали ощущать свободу, однако, как и прежде, работу на Синае найти практически невозможно, что и вынуждает бедуинскую молодежь "иногда выходить за рамки дозволенного".
Задержать бедуинов, досконально знающих местность и легко скрывающихся от погони полиции в горах, необычайно сложно. А традиционные принципы "круговой поруки" и приверженности племенным связям практически не дают полиции возможности выявить виновников набегов на грузовики.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Из-за инцидентов, виновниками подавляющего большинства которых являются бедуины, сокращается численность туристов, прибывающих на Синай. В настоящее время вопросы безопасности иностранцев на полуострове связаны не столько с политической нестабильностью в Египте и перипетиями предвыборной борьбы претендентов на пост нового президента страны, сколько с действиями самих коренных жителей Синая и их весьма вольной трактовкой предоставленной революцией свободы.
Характерно, что участившиеся в последние месяцы правонарушения со стороны бедуинов - перекрытие автомобильных трасс, захват туристов в заложники, блокирование баз международных миротворческих сил - не имеют под собой никакой политической подоплеки. Требования бедуинов всегда связаны исключительно с местными, междоусобными разборками, главным образом, с освобождением из-под ареста соплеменников, арестованных за участие в предыдущих инцидентах.
"У каждой бедуинской семьи по несколько верблюдов, которых мы в основном используем для всевозможных развлечений туристов, но теперь и верблюды остались без работы", - сетует Джумаа. Он понимает, что именно действия самих коренных жителей во многих случаях отпугивают иностранцев от посещения Синайского полуострова, но с трудом соглашается с тем, что разорвать этот замкнутый круг могут также только сами бедуины.