Террорист Брейвик признан вменяемым и может провести в тюрьме всю жизнь
24 августа 2012 года

Окружной суд Осло в пятницу признал Андерса Брейвика, обвиняемого в терроризме и убийстве 77 человек, вменяемым и назначил ему максимальное наказание - 21 год тюрьмы. Это, однако, не значит, что в 2032 году, в возрасте 53 лет, он выйдет на свободу: по истечении срока заключения суд сможет его продлевать каждый раз на пять лет, так что "норвежский стрелок", возможно, проведет в тюрьме Ила всю жизнь.

Чуть более года назад, 22 июля, Брейвик устроил взрыв в правительственном квартале Осло, погибли восемь человек. Затем он расстрелял 69 человек в молодежном лагере рабочей партии Норвегии на острове Утёйя. События 22 июля 2011 года стали для благополучной Норвегии крупнейшим потрясением со времен Второй мировой войны.

КРУПНЕЙШИЙ ПРОЦЕСС

Внимание к судебному процессу было огромным. На оглашение приговора Брейвику в Осло съехались более 500 журналистов, представляющих около 150 СМИ из разных стран. Телевизионные группы распределяли места у здания окружного суда еще с вечера четверга, вешая на ограждение бумажные таблички. Кроме журналистов в здании суда за чтением приговора наблюдали участники процесса, родственники погибших, пострадавшие - всего около 300 человек.

Брейвик был доставлен в суд через специальный туннель с черного хода. Его везли на бронированном автомобиле в сопровождении полицейского кортежа. Вокруг здания дежурили десятки полицейских машин. Сам зал номер 250, в котором проходил процесс по делу Брейвика, был специально переоборудован с учетом повышенных требований безопасности. Здесь установили пуленепробиваемые стекла, через которые с улицы не видно, что происходит в самом помещении.

Зал рассчитан на 200 человек, но в день вынесения приговора сюда пустили не более 50 - только пострадавших и родственников погибших. Остальные следили за трансляцией из других специально оборудованных помещений.

Большинство пострадавших и родственников погибших отказывались от общения с журналистами. Накануне оглашения приговора родители самой юной жертвы Брейвика - Сисси Свебак-Бён - написали открытое письмо для СМИ, в котором назвали этот процесс "приговором злу и жестокости".

ПРИГОВОР

Оглашение приговора началось в 10.00 по местному времени (12.00 мск). Когда Брейвика ввели в зал и сняли с него наручники, он поприветствовал всех, выбросив вперед сжатую в кулак руку.

Главный вопрос, на который должен был ответить суд, - кто такой Брейвик: человек, страдающий параноидальной шизофренией и требующий специального лечения, как заключила одна группа экспертов, или хладнокровный убийца, как считает вторая группа специалистов, проводившая обследование террориста.

Текст приговора занимал 90 страниц, и его чтение должно продлиться до вечера пятницы. Однако основная интрига разрешилась уже в первые минуты. Пояснив некоторые детали процедуры заседания, судья объявила: Брейвик признан вменяемым, ему назначено максимальное наказание - 21 год тюрьмы. Приговор исчисляется с момента ареста, то есть с июля 2011 года.

Осужденный будет содержаться в тюрьме Ила, где он провел больше года с момента задержания. Здесь будут созданы специальные условия для содержания опасного преступника. По истечении срока заключения суд сможет его продлевать (каждый раз на пять лет), если будет признано, что Брейвик представляет опасность для общества.

Брейвик стал первым подсудимым в истории Норвегии, приговоренным к максимальному сроку заключения.

Подсудимый во время оглашения приговора улыбался и выглядел очень довольным. Как сообщил позже журналистам адвокат Брейвика Одд Ивар Грён, для его подзащитного "решение суда не было сюрпризом".

Сам "норвежский стрелок" ранее неоднократно заявлял, что считает себя психически здоровым и что вердикт "невменяем" будет для него унизительным. В случае вынесения такого вердикта он собирался обжаловать его. Брейвик настаивал, что своими действиями пытался привлечь внимание правительства и общества к проблеме исламизации Европы, засилья в стране мигрантов и вырождения норвежской нации.

Другой адвокат - Гейр Липпестад - сообщил, что обжаловать решение суда о вменяемости террориста защита не собирается. При этом не исключено, что жалобу на решение суда может подать прокуратура - она настаивала на невменяемости подсудимого.

Потерпевшие просят сторону обвинения этого не делать. Родственники жертв трагедии и пострадавшие рассказали журналистам во время перерыва в заседании, что удовлетворены приговором и хотели бы, чтобы он поставил точку в "деле Брейвика".

"Мы испытали облегчение. Мы скорбим о погибших и думаем о тех, кто потерял родных. Мы рады, что суд был единодушен в своем решении. Мы надеемся, что обвинение с уважением отнесется к этому решению и не будет его обжаловать", - сказал один из участников трагических событий 22 июля прошлого года Бьорн Каспер Ихауг, добавив, что с ним согласны многие родственники жертв и пострадавшие.

ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТОВ

Российские юристы считают, что приговор Брейвику мягкий, но с учетом законов Норвегии вполне справедливый. При этом эксперты отмечают, что, если бы террориста судили в другой стране, наказание было бы значительно более суровым.

По мнению главы Межрегиональной палаты адвокатов Николая Клена, Брейвик заслуживает смертной казни.

"По общечеловеческим понятиям 21 год - совершенно неадекватное наказание", - заявил адвокат агентству РАПСИ. Он отметил, что стрелок "убивал сознательно", что является отягчающим обстоятельством.

В то же время по его мнению, вердикт справедлив, если учесть, что 21 год - максимально возможный срок наказания в Норвегии. В России Брейвик получил бы пожизненное наказание, уверен адвокат.

Адвокат Юрий Шмидт сообщил РАПСИ, что внимательно следил за процессом и считает назначенное наказание, пусть даже оно максимально возможное, очень мягким.

"За подобные преступления назначать ограничение или лишение свободы, оставляя возможность вернуться в общество, противоречит принципам гуманизма и демократии, не говоря уже о том, что против такого решения восстают все эмоции", - сказал Шмидт.

Адвокат отметил, что в одном из репортажей с процесса было показано, что к "этому сытому, хорошо одетому человеку подходит прокурор и пожимает ему руку, показывая, мол, ничего личного, это только правосудие".

"Я сам всегда выступал за демократизацию уголовного процесса, за соблюдение прав даже обвиняемого в тяжком преступлении. Но есть преступления, которые навсегда должны вычеркивать совершивших их из нормального человеческого общества, за которые любое наказание, кроме смертной казни, кажется мягким", - отметил Шмидт.