Потребителям надежнее обращаться к средним туроператорам - эксперт
1 февраля 2012 года
Туристские путевки надежнее покупать российским туристам у средних туроператоров из-за более адекватных финансовых гарантий их деятельности, заявил в среду на пресс-конференции в председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
"Когда финансовая гарантия составляет максимум 100 миллионов рублей для крупных туроператоров, государство толкает потребителей к средним и мелким компаниям, у которых гарантия меньше, но и обороты меньше. Для крупных туроператоров этой суммы не достаточно. Нужно страховое возмещение платить с каждого тура, тогда крупные операторы будут платить больше, мелкие меньше, и будет хватать всем", - сказал он.
По мнению Янина, участники туррынка заинтересованы в саморегулируемых организациях, чтобы не потерять доверие потребителей.
"Это означает круговую поруку, когда туроператоры следят друг за другом, чтобы не было сбоев. Иначе потребители перейдут на самостоятельное бронирование и покупку туров. Это угроза для тех туроператоров, которые еще хотят здесь что-то делать. В то же время создание СРО - крайне болезненный процесс, так как отвечать своими деньгами "за того парня" никто не хочет. В классическом понимании саморегулирования с полной ответственностью всех за каждого - туроператоры будут против него. Они не хотят своих акционеров из-за неадекватности менеджмента другой компании. Поэтому более перспективно вводить систему реестра путевок, отчисления с каждой путевки. Возможно, нужно вводить гарантийный фонд для вывоза туристов, но не на выплату компенсаций... Я надеюсь, что государство сформирует понятные правила игры, чтобы возмещения хватало на всех, чтобы действовал принцип справедливости, а не как сейчас - кто первый прибежал, тот и получает возмещение", - рассказал Янин.
По его мнению, потребитель должен, расставаясь с большими деньгами, понимать, что его деньги ушли в авиакомпанию, в отель.
"Лучше всего покупать путевку у проверенного турагента. Они давно работают и знают больше о состоянии туроператоров. И покупать у средних туроператоров. Мы видим по "Де туру", "Капитал туру", что в случае банкротства крупных компаний денег не хватает. В случае с "Капиталом" вообще была фиктивная страховая компания, которая не смогла заплатить", - заметил эксперт.
Он отметил, что пострадавшим клиентам "Ланта-тур" нужно сначала обратиться в страховую компанию, но если она будет затягивать с выплатой, можно подать в суд на туроператора и получить не только компенсацию тура, но и выплату за моральный ущерб. Сейчас подавать в суд рано, потому что непонятно, будет ли это признано мошенничеством.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ добавил, что людям, чтобы получить страховое возмещение, нужны справки от туроператора о невозможности выполнить свои обязательства.
"Они на морозе сейчас стоят в очереди в офисы, хотя все знают, что туроператор прекратил деятельности. Эту норму нужно отменить. Мы надеемся, что Минспорттуризм обратится в правительство и этот закон изменит. Потому что, в противном случае, тысячи людей будут вынуждены отстаивать в очередях, и только после этого обращаться в страховую компанию", - отметил Шелищ, добавив, что закон не обязывает страховую компанию требовать с каждого справку от туроператора.
По его словам, можно также заверить у нотариуса скриншот сайта "Ланта-тур", но это стоит 2,5 тысячи рублей. "Это хамское отношение к людям. Также как и то, что представителя "Ланта-тур" в аэропорту не найти, люди мечутся по аэропорту, не зная, что им делать" - сказал он.